РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ. РАСКРАСКИ.

Научится рисовать — это обязательная ступень развития подрастающего малыша.
По рисункам судят о характере ребенка, о его внутренних переживаниях, страхах или радостях. Рисунки — это окошечко в душевный мир ребенка. Рисунок — это отражение внутреннего человечка.
Помочь научить ребенка рисовать всегда готовы опытные психологи и педагоги, они советуют, какие формы изучать, какие цвета рассматривать в первую очередь, как раскрашивать фигуры и прочее. Одним из инструментов в обучении рисованию в наши дни является РАСКРАСКА.
Но так ли она полезна?
ВЗГЛЯД ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ на обучающие раскраски очень интересен и заставит многих родителей лишний раз задумать над тем, чему и как мы учим своих детей.
Давайте присмотримся к самому принципу раскраски: черные границы, которые «нельзя переходить». Как сказал один прекрасный художник — «КОНТУР — ЭТО ТЮРЬМА ДЛЯ ЦВЕТА». Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что «нельзя за флажки»! Они исподволь приучают к казарменным порядкам, на уровне подсознания, и вдобавок подсаживают на это и родителей, не понимающих, что они делают, содействуя этим вредоносным занятиям, всерьез считая, что ребенок учится рисовать, в то время, как ему активно отбивают всякую охоту и способность к этому.

WdBkGWk18Zk
Важно и то, что СОЗНАНИЕ ШТАМПУЕТСЯ и по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, но эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне: дерево теперь приучают красить деревянным (коричневым), водичку — синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом?
Этим с детства забивают восприятие людей: глаза отныне смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражены! Что трава не просто зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми. Просто посмотрите вокруг себя!
Стоит также присмотреться к СЮЖЕТАМ раскрасок. К сожалению, психология раскрасок подразумевает, что ребенок — это примитив, которому надо давать все в оболваненном и изуродованном виде. Его, глупенького, надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!
Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, «головоноги» и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчувствоваться в процессы становления своего тела, и из тела и идут!
Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типические движения и формы — спирали, «лесенки», ряды кружочков и т.д. — появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся раз за разом в любом сюжете типичной формы линии.
Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, губят связь движения ребенка с формированием его тела. Навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препятствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма. Китайские башмачки, «колодочки» на тело и душу…

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ РАСКРАСКИ, КАК НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ?

4pxXaPR7Kls
Вместо раскрасок — пальчиковые игры, «пестушки», игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками — все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей «рисовать в воздухе».
Во время же рисования надо, чтобы дети могли ПОЧУВСТВОВАТЬ цвет, поиграть с ним и насладиться его красотой. Так чувствуют и наслаждаются игрой — с водой, песком, камешками, деревяшками… Задача взрослых в этом занятии: дать возможность ИГРАТЬ С ЦВЕТОМ, ЗАЗВУЧАТЬ ЕМУ, обеспечить восприятие во всей полноте.
Разведите вместе с ребенком растворы красок, полюбуйтесь, поставив их на свету, какие они красивые, прозрачные! Покрасьте в разные оттенки лоскутки ткани, повесьте их на окне сушиться — порадуйтесь тому, что получилось.
Или покрасьте оттенками акварели лист бумаги, а потом сверните из него фонарик, и вечером, поставив внутрь свечку, погрузитесь всей семьей в это волшебство цвета, рассказывая сказку на ночь.
Взрослые обычно фиксированы на предмет и сюжет. Попробуйте рисовать с детьми не что-то, а то, КАК живет и дышит цвет: вот здесь цвету светло и просторно, а здесь он гуще, и оттого становится тепло и уютно. Здесь цвет плотнее, а там — прозрачнее: стало свежо и прохладно.
Вначале ребенку нужны податливые материалы — как молоко. Податливые, но не до такой степени, чтобы «уносить его мозг». Податливость, позволяющая осмысленно играть материалом, а не бороться с ним! Играть, постепенно им овладевая!

raqzxci9oBA
TI3SwaqJJjY
С согласия автора в статье использованы материалы А. Цвелика — художника, арт-терапевта, вальдорфского педагога и психолога. С полным содержанием статей в оригинале можно ознакомиться здесь http://nesudobro.ru/course/drawing/zwelik/family/coloringharm/ и здесь http://zwelik1.livejournal.com/13396.html


Комментарии:

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *